Шатрандж

Шатрандж

 Настольная игра

От 5 лет

 2 игрока

 Партия от 30 мин

Краткая история

Первое упоминание об игре “Шатрандж” можно обнаружить в литературном памятнике “Книга деяний Ардшира сына Папака”. “Трактат о шахматах” Бозормехра, государственного деятеля 6 века, рассказывает о появлении шахмат в Персии. Там нет подробного описания игры, но игра уже определяется как игра для двух игроков и содержит названия фигур. Из Персии “Шатрандж” перекочевал в арабский мир, где игра была очень популярна в течении 150 лет до середины 10 середины века. Раньш была интересная форма игры, когда мастер разрабатывал позиции и предлагал желающим сыграть с ним на этой позиции на ставку. При этом игрок мог сам выбрать за какую сторону играть. Когда Испания в 9 веке была завоевана арабами “Шатрандж”попал в Западную Европу. Немного раньше игра попала на Русь. Игра “Шатрандж” сохраняла популярность в 8-9 веках.

Описание

“Шатрандж” – настольная логическая шахматная игра для двух игроков, потомок “Чатуранги” и непосредственный предшественник “Шахмат”.

Инвентарь

  • игровое поле 8×8
  • 32 шахматные фигуры

Правила

В “Шатрандж” играли на квадратной доске размером 8×8 полей, аналогичной шахматной. В игре участвовали два игрока, каждый из них имел по одному комплекту фигур своего цвета; в средневековых манускриптах стороны обычно называются красными и чёрными, реже белыми и чёрными. В начале партии фигуры располагаются по противоположным сторонам доски, полностью аналогично современным “Шахматам” за исключением того, что королей и ферзей можно было поменять местами (но короли в любом случае должны были стоять друг напротив друга).

В комплект для игры в “Шатрандж” входят следующие фигуры:

  • Король, как в современных “Шахматах”, ходит на одно поле в любом направлении кроме полей, находящихся под ударом фигуры другого цвета. Ситуация, когда король находится под боем (может быть взят противником на следующем ходу), называется шах. Игрок, чей король оказался под шахом, должен следующим ходом вывести его из-под шаха или закрыться от шаха.
  • Ладья, как в современных “Шахматах”, перемещается по вертикали или горизонтали на любое количество полей.
  • Слон ходит по диагонали через одно поле в любом направлении, причём поле, через которое делается ход, может быть занято. Слон таким образом мог попасть только на восемь полей и не мог напасть на слона противника, даже ходящего по полям того же цвета.
  • Конь, как в современных шахматах, перемещается “Г-образным” ходом и может “перепрыгивать” фигуры.
  • Ферзь – предшественник современного ферзя, однако перемещался только на одно поле по диагонали в любом направлении. Ферзи в начальной позиции стояли на полях противоположного цвета, так что ферзь одного игрока не мог напасть на ферзя противника.
  • Пешка ходит на одно поле вперёд и бьёт по диагонали на одно поле вперёд (как в современных “Шахматах” за исключением того, что не имеет хода на два поля из начальной позиции и соответственно взятия на проходе. Пешка, достигшая конца доски, превращается в ферзя, при этом возможное количество ферзей на доске не ограничивалось.

Игроки делают ходы по очереди, как в современной игре. Фигура может быть поставлена на пустое поле доски или на поле, занятое фигурой противника. Во втором случае фигура противника считается взятой, снимается с доски и более в игре не участвует. Побеждает игрок, который объявил мат королю противника, съел все его фигуры (оставил “голого” короля) или добился положения, при котором противник не может пойти ни одной фигурой (пат, по правилам современных шахматах — это ничья). Если “голый” король следующим ходом тоже съедал последнюю фигуру другого цвета, объявлялась ничья, но в Хиджазе за королём такого последнего хода не признавалось (источникам эта региональная вариация правил известна как “мединская победа”).

Игры из той же серии

Не забудьте поделиться в социальных сетях!

Обзоры

Отзывов пока нет.

0
Будьте первым, кто оставил отзыв на “Шатрандж”
×
Scroll Up