Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.
Деловые шахматы
Настольная игра
От 5 лет
От 4 игрока
Партия от 30 мин
Описание
Настольная игра “Деловые шахматы” (шахматы по Интерактивному когнитивному сценарию) – командный вариант шахмат, предложенный московским врачом в 1992 году Грачя Овакимяном с целью повышения зрелищности шахматной партии.
По мнению автора деловых шахмат, увеличение зрелищности игры обеспечивают:
- командное обсуждение и коллективный процесс принятия решений
- повышение динамичности игры
- наглядность всех этапов размышлений шахматистов, их оценки позиций, расчёта вариантов, выбора альтернатив и т. п.
Для того, чтобы обеспечить активное командное обсуждение и эффективный процесс принятия решений был разработан Интерактивный когнитивный сценарий.
Инвентарь
- игровые поля
- шахматные фигуры
Правила
На 5 расположенных рядом демонстрационных досках могут разыгрываться параллельные варианты партии (ветви), каждая из которых имеет свой рейтинг. Команды своими решениями могут изменять число ветвей и их рейтинги. Счёт игры в каждой ветви (на конкретной доске) равен её шахматному результату, умноженному на рейтинг данной ветви. Окончательный счёт в партии равен сумме результатов всех ветвей.
Игра начинается на одной демонстрационной доске — ветвь № 1 с рейтингом 10. Для увеличения числа ветвей используются правила Ветвления.
Для того чтобы выполнить Ветвление команда перед очередным ходом дублирует позицию демонстрационной доски № 1 на свободной демонстрационной доске № 2. На разных досках применяют отличающиеся продолжения (например, на демонстрационной доске № 1 ход e4, а на доске № 2 – g3). При этом рейтинг исходной материнской ветви распределяется между дочерними ветвями в соответствии с командным решением ветвящейся команды. В результате следующих ветвлений появятся ветви № 3, № 4, № 5.
Если в процессе игры одна из команд считает позицию ветви проигрышной, команда может в этой ветви сдаться и перенести все фишки её рейтинга на демонстрационную доску другой параллельной ветви с выигрышной для этой команды позицией (например, ветвь № 2). Это Отбор, который создаёт возможность для команды отыграться за поражение.
В результате такого перераспределения рейтинг проигранной ветви прибавляется к рейтингу остающейся, а соперник получает количество очков, равное рейтингу выигранной им ветви (в примере – 3 очка).
Дерево партии в деловые шахматы, возникающее в результате применения Ветвлений и Отборов.
Затем в результате отборов и ничьей (соответственно на 24, 25, 29 и 37 ходе) число ветвей постепенно уменьшается. После 37 хода до конца игры остаётся только одна ветвь с рейтингом 8.
Важным тактическим элементом сценария деловых шахмат является шахматный Пас – возможность переместить за один ход одну фишку рейтинга от одной ветви к другой без потери очков. Это способ коррекции рейтингов ветвей для отражения изменившейся силы их позиций. Дерево партии с использованием паса имеет более сложную форму.
Перемещать фигуры и рейтинги на демонстрационных досках после принятия коллективного решения разрешается только одному представителю команды. Эта мера предотвращает излишнее скопление игроков перед демонстрационными досками. Для этого зона перед рядом демонстрационных досок отделяется от зон расположения команд красными линиями, пересекать которые разрешается только одному представителю команды.
Число возможных версий реализации Интерактивного когнитивного сценария достаточно велико. В каждом конкретном случае надо заранее обговорить следующие параметры игры в деловые шахматы:
- рейтинг партии
- число игровых демонстрационных досок (максимально допустимое число ветвей)
- число участников в каждой команде и правила их замены во время игры
- правила ветвления, отбора, распределения, перераспределения и шахматного паса
- длительность и форму контроля времени на обдумывание.
Обзоры
Отзывов пока нет.