Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.
Шахматы
Настольная игра
От 5 лет
2 игрока
Партия от 30 мин
Краткая история
История игры “Шахматы” берет свое начало в Индии, где она зародилась еще в 5 веке. Предшественником всем известной нам игры, является игра “Чатуранга” из Индии. Что же касается современных”Шахматах”, то их место рождение установить не удалось. По одной из версий их родиной принято считать Италию, по другой Испанию, по третьей Францию. Точно об этом сейчас уже никто не скажет, поэтому наши классически шахматы это объединение всех версий и приведение их к чему-то единому. Правила же игры в “Шахматы” различались по всей Европе, даже в каждом регионе какая-то мелочь, да имела отличия. Но к 19 веку был создан единый формат. В 1561 году в Испании вышел учебник по “Шахматам”, автором которого является Руй Лопес де Сегура. К началу 18 века в шахматы было очень распространено играть в кафе. Признанным шахматистом в Европе на много лет стал Франсуа-Андре Филидор. В 19 веке сильнейшим шахматистом в Европе считался французский мастер Александр Дешапель. А первым чемпионом в мире стал Вильгельм Стейниц. Шахматные турниры начали проводиться достаточно давно, в 19 веке шахматы стали международным видом спорта. С 1924 года существует Международная шахматная федерация — ФИДЕ, под эгидой которой, начиная с середины XX века, проводится большинство международных соревнований.
Описание
“Шахматы” – настольная логическая игра со специальными фигурами для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства, науки и спорта. В игру “Шахматы” могут играть также группы игроков, друг против друга или против одного игрока. Существует также практика сеансов одновременной игры, когда один сильный игрок играет с несколькими противниками, с каждым на отдельной доске. Игра подчиняется определённым правилам – в официальных турнирах применяются правила ФИДЕ, которые регламентируют не только передвижение фигур, но и права судьи, правила поведения игроков. Игра по переписке, по телефону, в Интернете имеют особые правила. Существует множество вариантов шахмат с нестандартными правилами, фигурами, размерами доски.
Инвентарь
- игровое поле
- 32 шахматные фигуры
Правила
У игроков в начале игры имеется по одинаковому набору фигур. Фигуры одного из игроков условно называются “белыми”, другого – “чёрными”. Белые фигуры окрашены в светлый цвет, чёрные в тёмный. Сами игроки называются “белые” и “чёрные” по цвету своих фигур.
Игра заключается в том, что игроки поочерёдно делают ходы. Первый ход делают белые. За исключением взятия на проходе и рокировки, описанных ниже, ход заключается в том, что игрок перемещает одну из своих фигур на другое поле по следующим правилам:
- Фигуры, кроме коня, во время хода считаются передвигающимися по прямой линии в плоскости доски, то есть «проходящими» все поля между начальным и конечным, поэтому все эти поля должны быть свободны. Если на пути фигуры находится другая фигура, то переместить фигуру на поле за ней невозможно. Исключением является ход коня, который ходит буквой “Г”.
- Ход на поле, занятое своей фигурой, невозможен.
- При ходе на поле, занятое чужой фигурой, она снимается с доски (взятие).
- Король ходит на расстояние 1 по вертикали, горизонтали или диагонали.
- Ферзь ходит на любое расстояние по вертикали, горизонтали или диагонали.
- Ладья ходит на любое расстояние по вертикали или горизонтали.
- Слон ходит на любое расстояние по диагонали.
- Конь ходит на поле, находящееся на расстоянии 2 по вертикали и 1 по горизонтали или 1 по вертикали и 2 по горизонтали от текущего положения. В отличие от всех остальных шахматных фигур, ход коня делается вне плоскости доски, то есть конь непосредственно перемещается («перепрыгивает») с начального поля на конечное и никакие фигуры, стоящие на других полях, ходу коня помешать не могут. В частности, конь может ходить на поле, даже если оно полностью окружено своими или чужими фигурами.
- Пешка ходит со взятием по диагонали на одно поле вперёд-вправо или вперёд-влево, а без взятия — по вертикали на одно поле вперёд. Если пешка в данной партии ещё не делала ходов, она может сделать ход без взятия на два поля вперёд. Направлением «вперёд» называется направление к восьмой горизонтали для белых или к первой для чёрных. Когда пешка ходит на последнюю горизонталь (для белых — на восьмую, для чёрных — на первую), ходящий должен заменить её на любую другую фигуру того же цвета, кроме короля. Превращение пешки является частью того хода, которым она перемещается на последнюю горизонталь. Таким образом, если, например, превращённая из пешки фигура угрожает королю противника, то этот король в результате хода пешкой на последнюю горизонталь немедленно оказывается под шахом.
В игре есть два специальных хода:
- Рокировка — если король и одна из ладей того же цвета не двигались с начала игры, то король и эта ладья могут в один ход одновременно сменить положение (рокироваться). При рокировке король сдвигается на 2 клетки по направлению к ладье, а ладья ставится на поле между начальной и конечной позицией короля. Рокировка невозможна, если король или соответствующая ладья уже ходили. Рокировка временно невозможна, если поле, на котором стоит король, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, находится под ударом одной из фигур противника, или если между рокируемыми королём и ладьёй находится какая-либо фигура. Рокировка считается ходом короля, а не ладьи, поэтому рокировку следует начинать с перестановки короля, а не ладьи.
- Взятие на проходе — когда пешка совершает ход на две клетки через битое поле, находящееся под ударом пешки противника, то ответным ходом она может быть взята этой пешкой противника. При этом пешка противника перемещается на битое поле, а сбитая пешка снимается с доски (пример см. на диаграмме). Взятие на проходе возможно только непосредственно в ответ на ход пешки через битое поле, на следующих ходах оно уже не разрешено.
Шах, мат и пат
- Король, находящийся на битом поле, называется “стоящим под шахом”. Сделать ход, после которого король противника оказывается под шахом, значит «объявить шах». Ходы, после которых король сделавшего ход остаётся или оказывается под шахом, запрещены; игрок, король которого находится под шахом, обязан немедленно его устранить.
- Если король игрока находится под шахом и игрок не имеет ни одного хода, позволяющего устранить этот шах, этот игрок называется “получившим мат”. Цель игры и состоит в том, чтобы поставить мат королю противника.
- Если игрок при своей очереди хода не имеет возможности сделать ни одного хода по правилам, но король игрока не находится под шахом, такая ситуация называется пат.
Итог игры
Игра завершается выигрышем одной из сторон или ничьей.
Выигрыш фиксируется в следующих случаях:
- Мат. Игрок, поставивший мат, выигрывает.
- Один из игроков сдался. Игрок, решивший, что дальнейшее сопротивление бессмысленно, может сдаться в любой момент, для этого ему достаточно объявить вслух “сдаюсь”. Остановка шахматных часов не означает признание поражения ибо может использоваться для того чтобы позвать судью. Противник сдавшегося объявляется победителем.
- Один из игроков просрочил время. Его противник объявляется победителем, за некоторыми исключениями, описанными в разделе “Контроль времени”.
- Техническая победа — присуждается в официальном турнире игроку, если его противник:
- не явился на партию в течение определённого правилами турнира времени (в настоящее время принято нулевое опоздание, если организаторы соревнований не решили иначе);
- прервал партию (начал партию, но отказался её продолжать);
- грубо нарушил правила или не подчинился судье;
- сделал 2 запрещённых правилами хода;
- при игре в блиц или быстрые шахматы (меньше 60 минут на всю партию) сделал запрещённый правилами ход, и противник заметил ошибку до своего ответного хода.
- также техническая победа может быть присуждена за несыгранную игру в том случае, если игроку в данном туре по какой-либо причине не находится соперника и правила проведения турнира специально оговаривают данный случай (например, если соперник, с которым должна была проводиться партия, выбыл из турнира, либо при нечётном количестве игроков в турнире по швейцарской системе).
Ничья фиксируется в следующих случаях:
- Пат.
- Матовое положение не может быть достигнуто никакой последовательностью ходов (например, на доске осталось недостаточное количество фигур для постановки мата любым игроком — скажем, король и один слон против короля).
- Троекратное повторение позиции (не обязательно в течение трёх ходов подряд), причём в понятие позиции здесь входит расположение фигур, очерёдность хода и возможные ходы (в том числе право на рокировку и взятие на проходе для каждой стороны). Для фиксации ничьей игрок, заметивший троекратное повторение позиции, должен обратиться к судье; в противном случае игра продолжается. С июля 2014 года партия также считается закончившейся вничью в случае пятикратного повторения одной и той же позиции в течение пяти последовательных ходов обоих игроков, причём заявление игроков для этого не требуется.
- Правило 50 ходов. Обе стороны сделали 50 последних ходов без взятия и без хода пешкой. Как и в случае троекратного повторения позиции, ничья фиксируется только по требованию одного из игроков. В 20 веке это правило многократно изменялось, в него добавляли различные исключения. Сейчас все исключения отменены, и правило 50 ходов действует в любых позициях. С июля 2014 года партия также считается закончившейся вничью (без заявления игроков), если обе стороны сделали 75 ходов без взятия и без хода пешкой.
- Игроки согласились на ничью, то есть один из игроков предложил ничью, другой её принял. Для предложения ничьей достаточно сказать “ничья”. Если противник делает ход, не ответив на предложение ничьей, оно считается отвергнутым. С недавних пор на некоторых турнирах применяются так называемые “Софийские правила”, ограничивающие возможность соглашения игроков на ничью.
- Один из игроков просрочил время. В некоторых случаях, описанных в разделе “Контроль времени”, засчитывается ничья.
- У игрока осталось менее двух минут, но его соперник не пытался выиграть “нормальными средствами”, или такой выигрыш невозможен. По требованию игрока, у которого осталось меньше двух минут, судья в таком случае может засчитать ничью.
Игры из той же серии
- “Шахматы Тамерлана”
- “Шахматы Капабланки”
- “Шведские шахматы”
- “Шатрандж”
- “Деловые шахматы”
- “Шахматы для троих”
- “Чатуранга”
- “Русские четверные шахматы с крепостями”
- “Магараджа”
- “Великие шахматы”
- “Курьерские шахматы”
- “Шатар и Хиашатар”
- “Енохианские шахматы”
- “Гала (Фермерские шахматы)”
- “Византийские шахматы”
Обзоры
Отзывов пока нет.