Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.
Что? Где? Когда?
Викторина
Краткая история
Первый эфир телеигры был 4 сентября 1975 года. Тогда программа имела название “Семейная викторина “Что? Где? Когда?” и состояла из двух раундов. В ней принимали участие две семьи, которые соревновались между собой. В 1976 году в игре появился детский волчок, который был модернизирован специально для игры. При этом волчок указывал на одного игрока, который должен был без раздумий ответить на прозвучавший вопрос. Если игроку, на которого указала стрелка, это не удалось, то ответить нужно было игроку, на которого указывала вторая стрелка. Затем программа получила определение “телевизионного молодежного клуба”, в котором участвовали студенты МГУ. В 1977 году в игре появилась “Минута обсуждения”, волчок с одной стрелкой и символ игры – живой филин по кличке Фомка.
Первые вопросы были созданы Владимиром Ворошиловым, создателем игры, так как тогда команды телезрителей тогда не существовало. А когда игра приобрела популярность, от телезрителей приходили письма мешками, каждое из которых нужно было проверить, отредактировать и в случае выбора, подготовить все озвучивания его в эфире. До 1979 года всех участников называли игроками, затем появился специальный термин для них “знаток”, который до сих пор используется. В 70-80 года призами были книги, а зимой 1991 года, игра превратилась из “интеллектуального клуба” в “интеллектуальное казино”. Тогда же в игре было такое явление как “смерть” команды, суть которого заключалась в следующем: команда, которая единожды проиграла “навсегда” лишалась права выступления в клубе. Но в 90-х было введено нововведение – “красные пиджаки”, которые позволяли игрокам, получившим хрустальную сову, остаться в клубе даже в случае поражения команды. Команды Алексея Блинова и Михаила Смирнова добились красных пиджаков для целой команды. В 1994 году было отменено правило “смерть” команды. С 1994 по 1998 год в игре позволялось делать ставки — ставить фишки на сумму, равную стоимости сектора. При этом, если стрелка волчка указывала на сектор со ставкой, разыгрываемая сумма увеличивалась как правило в 10 раз. В случае победы знатоков в рамках вопроса, сделанные ими ставки возвращались им, они могли далее ставить те же фишки в следующих раундах. Однако в 1994—1995 годах, когда ставки делала команда, проигравшие ставки все уходили в доход казино, независимо от результата раунда и количества сделанных ставок, а также от того сыграла ли хоть одна ставка команды.
В 1999 году вследствие кризиса летняя серия игр была отменена и знатоки впервые сели за игровой стол лишь 28 декабря 1999 года в так называемой Рождественской серии игр, которая продлилась до 12 января. Стоимости секторов увеличились, однако ставки были отменены, знатоки разыгрывали лишь номинальную стоимость вопроса, которую иногда в несколько раз увеличивал спонсор. Хрустальную сову и золотую фишку дома Корона получил игрок, принесший команде победное очко, им стал Борис Бурда. В ноябре-декабре 2000 года состоялись Юбилейные игры, в которых приняли участие команды различных поколений — 70-х, 80-х, 90-х и 2000-х годов, а также команда Интернета и команда детей знатоков. Всего в XX веке состоялось 248 игр по официальным источникам.
С 2001 года ведущим стал Борис крюк. В тоже время знатоки перестали играть на деньги, в игре появился “тринадцатый сектор” и защитники интересов телезрителей, также были отменены Хрустальная или Бриллиантовая Сова. С 2002 по 2014 годы игра выходила 17 раз в год. С 2002 года была возобновлена практика вручения хрустальных сов телезрителям.
С 2008 года авторы вопросов получают выигрыш в соответствии с тем, какое по счёту очко они принесли своей команде — команде телезрителей. За первое очко телезритель получал 10 тысяч рублей, за второе — 20 тысяч и так далее, а за шестое, победное очко — 60 тысяч рублей.
Описание
“Что? Где? Когда?” – интеллектуальная телевизионная игра, телевизионный интеллектуальный элитарный Клуб “знатоков”.
Используя метод мозгового штурма, команда из шести игроков – “знатоков” – ищет в течение одной минуты правильный ответ на любой заданный телезрителями вопрос. За правильный ответ очко получает команда знатоков, за неправильный же очко получают их противники – команда телезрителей. Побеждает команда, первой набравшая шесть очков.
И Владимир Ворошилов, и Борис Крюк неоднократно подчёркивали, что, в отличие от многих других телевизионных интеллектуальных игр “Что? Где? Когда?” является игрой не на знания и эрудицию, а на интеллект и умение рассуждать. Большая часть вопросов в игре составлена таким образом, что знать изначально правильный ответ не удается даже самым эрудированным знатокам, однако почти во всех вопросах до правильного ответа можно додуматься в рамках минуты обсуждения. Даже среди знатоков, которые дают досрочные ответы, как правило сами знатоки приводят цепочку рассуждений, которую они быстро провели и сумели дать верный ответ.
Правила
В игре принимают участие две команды: “знатоков” и “телезрителей”. Команда знатоков состоит из шести подготовленных игроков (включая капитана) и присутствует в игровом зале, за игровым столом. Команда телезрителей составлена из людей, которые пожелали принять участие в игре и прислали на неё письма с вопросами знатокам. Задаёт вопросы от имени телезрителей ведущий игры, который находится в дикторской кабине и ведёт игру за кадром. Ведущий определяет правильность ответов знатоков, он является главным судьёй. Игра идёт до шести очков (с 1982 года). Команда, первой набравшая шесть очков, побеждает в игре. Письма телезрителей лежат на игровом столе, который разделён на 13 секторов; в центре стола — волчок со стрелкой — детская игрушка, специально переделанная для игры. Волчок является генератором случайных чисел, именно от его выбора зависит очерёдность выпадения вопросов в игре: распорядитель игрового зала (а до 25 декабря 1993 года включительно — один из знатоков) в каждом раунде запускает волчок, стрелка которого указывает на один из конвертов с вопросами телезрителей. Ведущий задаёт вопрос телезрителя и запускает таймер — минуту обсуждения. По окончании минуты знатоки должны дать ответ на вопрос телезрителя. Капитан команды знатоков должен сказать, кто из команды будет отвечать на вопрос (он может ответить и сам). Знаток, как правило, озвучивает свою версию. Ведущий принимает ответ знатоков и оглашает правильный ответ. Если знатоки ответили правильно, они выигрывают раунд и зарабатывают очко. В случае неправильного ответа знатоков очко присуждается команде телезрителей, а телезритель — автор вопроса получает денежный приз. По текущим правилам игры знатоки в игре денег не зарабатывают.
Виды вопросов:
- Обычный вопрос: ведущий устно задаёт знатокам вопрос. Знатоки должны подготовить точную формулировку ответа.
- Вопрос с предметом: распорядитель игрового зала выносит команде знатоков определённый предмет для демонстрации вопроса. Это может быть всё, что угодно — от карандаша до животного.
- “Чёрный ящик”: знатокам выносят чёрный ящик и ведущий даёт описание предмета, лежащего в нём.
- Вопрос с изображением: изображения для иллюстрации вопроса или ответа могут быть показаны знатокам на экране, а могут быть вынесены распорядителем игрового зала. Изображения, которые выносятся перед вопросом, обычно дублируются в течение минуты обсуждения на экране — чтобы все знатоки смогли его разглядеть (при Ворошилове в 90-х годах как правило не дублировались из-за отсутствия технической возможности). Исключение — раунд «Суперблиц»: чтобы соблюсти тишину в игровом зале, на экран изображения не выводятся.
- Видеовопрос, снятый телезрителем: вопрос, который телезритель сам снял на видео и прислал на игру.
- Видеовопрос, снятый корреспондентами: вопросы, снятые с участием одного или двух корреспондентов программы.
- Музыкальный вопрос: вопрос, связанный с прослушиванием музыкального фрагмента. Музыкальные вопросы считаются самыми сложными среди знатоков .
- Тринадцатый сектор: “Интернет против знатоков”. Разыгрывается только один раз за игру. На игровом столе обозначен числом “13”. Когда стрелка волчка указывает на “Тринадцатый сектор”, знатокам задаётся один из вопросов, присланных по Интернету за время прямой трансляции игры. Вопрос выбирает компьютер случайным образом из всех, присланных телезрителями в течение игры. Ведущий читает вопрос, который появляется на экране в игровом зале.
- Раунд “Блиц”: три вопроса по 20 секунд обсуждения на каждый. В этом секторе лежат сразу три письма от телезрителей (или одно, если все три вопроса заданы одним телезрителем). В “Блиц-турнире” знатоки должны ответить на три вопроса подряд, чтобы получить очко. На обсуждение каждого вопроса даётся 20 секунд, экономить которые при досрочном ответе нельзя. Очко команде телезрителей приносит тот телезритель, на чей вопрос знатоки не смогли ответить правильно. Он же получает выигрыш.
- Раунд “Суперблиц”: три вопроса по 20 секунд размышления на каждый, играет один знаток. Усложнённый вариант раунда “Блиц”: отличается тем, что играет не вся команда, а только один знаток. Имя знатока, который останется за игровым столом, обычно называет капитан команды (но иногда бросают жребий). Чтобы получить очко, знаток, оставшийся за столом в раунде “Суперблиц”, должен правильно ответить на три вопроса подряд. Ведущий просит соблюдать полную тишину в зале. Иногда знатоку разрешается в течение 20 секунд рассуждать вслух.
Права играющей команды
Каждая команда знатоков имеет определённые права, действующие во время игры. Запрос к ведущему на признание каждого права подлежит капитану команды.
- Досрочный ответ. Если во время оглашения ведущим вопроса знаток уже подготовил ответ, он может подать знак, и капитан может сообщить ведущему до объявления минуты на размышление о готовом ответе. В случае правильного ответа знатоки получают дополнительную минуту обсуждения (количество минут на обсуждение зависит только от количества правильных досрочных ответов), которую могут использовать на любом другом вопросе, по решению капитана (по окончании игры неиспользованная минута сгорает).
- “Минута в кредит”. В 1990-е годы это правило называлось “покупка минуты”: знатоки имели право купить минуту обсуждения, заплатив за это стоимость вопроса, играя, таким образом, просто на очко. В некоторых сериях игр стоимость покупаемой минуты могла быть выше ставки. Иногда знатоки пользовались этим правом. При Крюке ставки были отменены и правило изменилось: команда знатоков имеет право попросить “минуту в кредит”, когда проигрывает команде телезрителей, которая уже набрала 5 очков. Если “Минута в кредит” поможет знатокам правильно ответить на вопрос, они будут обязаны вернуть минуту в одном из следующих раундов — то есть ответить на вопрос досрочно, без минуты обсуждения. Если команда не вернула “Минуту в кредит” до 11 раунда — при счёте 5:5 знатоки обязаны ответить на вопрос без обсуждения.
- “Решающий раунд”. С 2001 года если команда знатоков набирала пятое очко, она имеет право попросить “Решающий раунд”, чтобы выиграть со счётом 6:0 и обойти другие команды, игравшие в предыдущих играх серии. Если ведущий удовлетворяет просьбу знатоков, то счёт становится 0:0, игра идёт на 6 очков, а за игровым столом остаётся один знаток. Если на “Решающем раунде” выпадет сектор “Блиц”, он автоматически превращается в “Суперблиц”, так как за столом один знаток. В случае правильного ответа счёт становится 6:0 в пользу знатоков, в случае неправильного побеждают телезрители с тем же счётом. Победа со счётом 6:0 позволяет знатокам обойти команды-соперники, игравшие в предыдущих играх серии и претендующие на игру в финале, поскольку в финал выходит команда, обыгравшая телезрителей с более крупным счётом, а при равенстве преимущество имеет команда, игравшая позже.
- “Помощь Клуба”. Перед ответом на вопрос знатоки имеют право взять “Помощь Клуба”. Любой человек, находящийся в зале, может в течение 20 секунд помочь команде знатоков ответить на вопрос телезрителя. “Помощь клуба” может быть использована всего один раз за игру в любом раунде, кроме “Блица”, “Суперблица” и “Решающего раунда”. Ранее помощь клуба можно было брать при любом счете, но на усмотрение ведущего. Впоследствии правило ужесточили — взять помощь клуба стало можно только в ситуации, когда знатоки проигрывают телезрителям. Телезритель, на чей вопрос знатоки ответили правильно, только взяв помощь клуба, получает 100 % денежную компенсацию, в зависимости от раунда и счёта.
Обзоры
Отзывов пока нет.